Бисер - (от араб. бусра – фальшивый жемчуг) - мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежде и т. д.).
Первые упоминания о маленьких бусинках с дырочкой в центре и украшениях, созданных из них, археологи относят к 100 тыс. году до нашей эры. В те далекие времена, а в некоторых племенах и по сей день, бисерины делают из подручных средств. Например: камни, кости, рога, бивни, кораллы, жемчужины, дерево, семена растений, бумага.
Современная история бисера начинается одновременно с изобретением стекла.
Существует две версии появления современного бисера.
По одной из версий стекло изобрели египтяне. Археологи находят украшения из бисера в гробницах фараонов и жрецов датируемые V веком до нашей эры. Египтяне любили добавлять при плавке стекла, различные вещества и тем самым получали разноцветные бисеринки. Украшения из бисера приобрели огромную популярность у египтян, их носили и женщины и мужчины. Например, дома у женщин не принято было носить одежду и они прикрывали наготу украшениями из бисера.
Вторая версия появления стекла связана с финикийскими купцами. Финикийские купцы очень много путешествовали по миру. Однажды высадившись на берег, они пытались разжечь огонь, но подручных средств, для розжига они не нашли. Тогда они достали с корабля селитру и разожгли огонь. От высокой температуры селитра расплавилась и оплавила песок, превратив его в стекло. Купцы заметили это и, вернувшись домой, начали производить стекло.
Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер - мелкие скругленные бусинки и стеклярус - бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.
После завоевания Египта Римской империей производство стекла и бисера распространилось на всю Европу. Римляне поставили дело на поток. Торговля бисером стала одним из стратегических видов промышленности. В конце V века наше эры ремесло изготовления бисера перекочевало из Галлии (сейчас это Франция) в Византию. После распада Римской империи производство бисера переносится в Венецию, где получает огромное распространение.
Всем, наверное, интересно – из чего и как делается бисер?! Традиционно в Венеции бисер изготавливался так: мастер-стеклодув из капли расплавленной стеклянной массы выдувал длинную трубочку маленького диаметра, которую потом мелко-мелко нарезали и высыпали на сито для изъятия бракованных бусинок. Потом стеклянные зёрнышки закладывали в барабан (так называли, конечно же, не музыкальный инструмент, а круглую полую ёмкость, которую можно было раскручивать до большой скорости). Вместе с юным бисером в этот барабан ещё насыпали увлажнённую смесь угля, извести и огнеупорной глины. Барабан крутился, а смесь заполняла мельчайшие отверстия стеклянных зёрнышек. Делалось это для того, чтобы сгладить неровности стеклянной поверхности и придать зёрнам правильную округлую форму. Потом мастера отправляли бисеринки в печь для обжига. После охлаждения бисер ещё раз просеивали, отделяя от примесей, и с помощью сложного полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный во время обжига.
Со временем технология изготовления бусин усложнялась, позволяя делать бисеринки всё мельче и мельче. Бисеринки самого малюсенького размера появились, наконец, в эпоху расцвета знаменитых венецианских мастерских. Тогда они достигли такой тонкости, что на лучших старинных вышивках ряд бисеринок, нашитых на холст, оказывался равным толщине ниточек этого холста!
В X-XI веках после нескольких крупных пожаров в Венеции по вине стеклодувов и для того, чтобы сохранить секреты ремесла, производство бисера и стекла переносят на остров Мурано. Знаменитые стекольные мастерские острова с XIII по XVII век не знали себе равных. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в ХV и начале XVI веков. В этот период появился новый рынок сбыта бисера в связи с открытием Америки, где бисер глубоко вошел в культуру американских индейцев.
В конце XVII - начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Здесь стали делать бисер, отчасти подражая венецианскому. Наряду с мелким бисером богемские фабриканты делали и стеклярус, и бусы, и искусственные драгоценные камни для вышивания. Благодаря соперничеству этих двух главных бисерных центров мелкий бисер для вышивания становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти ХIХ века превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бисерных работ. В отличие от округлого венецианского бисера, богемский в большинстве своём был коротко нарезанным, гранёным. Сверху или изнутри его покрывали цветными эмалями, которые придавали бисеру блеск.
В конце XIX века в результате изобретения машины для производства бисера в Богемии появился дешевый бисер. В это же время происходит спад интереса к бисерному рукоделию. Бисер становится более крупным, бледнеют его цвета и оттенки.
На Руси бисер был известен с давних времен. Славяне в I тыс. н. э. были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам. Среди бусин, найденных при раскопках на территории Древней Руси, встречаются как привозные - сирийские, византийские и египетские, так и местные. Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.
Первые стекольные мастерские появились в XI веке в Киеве. Бисер использовали наряду с жемчугом, который здесь особо любили. Однако татаро-монгольское нашествие надолго остановило развитие стеклопроизводства на Руси. Долгое время бисерный материал был привозным.
С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий...
Уже в наши дни с появлением машин бисера стало производиться все больше. Его цена и качество упали. Особым разнообразием он тоже не отличался. К середине XX века из–за бурного развития машинного производства рукоделие и бисер пришли в упадок. И только теперь, когда в моду вошла субкультура “HAND MADE”, бисерное рукоделие снова возрождается.
Сегодня в мире бисер производят во многих странах, однако признанными лидерами считаются Чехия, Япония и Китай. Продукция этих стран отличается по качеству и цене. Самым дешевым является бисер из Китая. Производство характеризуется массовостью, из-за этого порой страдает качество. Прочное первое место в мире занимают японские производители.
Производство бисера в Чехии налажено с большим размахом, к тому же в этой стране соблюдают все технологические нормы, поэтому чешская продукция уверенно занимает второе место по качеству в мире.
Сегодня технология изготовления бисера выглядит так. Вначале стекло плавится в печи при температуре 1550 градусов. В него добавляют красители и другие наполнители, которые способны придать бисеру разные эффекты. Расплавленную стеклянную массу пропускают через матрицу с очень мелкими отверстиями. Стекая вниз, смесь охлаждается и растягивается с помощью механизма растяжения нитей.
Сжатый воздух оставляет в тончайших трубочках отверстия. От того, насколько сильно растягивается нить, зависит размер бусинок. Полностью затвердевшие трубки рубятся на отдельные элементы. Это так называемый вытяжной метод.
Кроме того, существует «крученый», или «навитой», способ. В этом случае мягкая стекольная масса, которая находится на конце металлической полосы, с помощью второго конца этой же полосы вытягивается в тончайшую нить длиной около 100 метров. Когда она застывает, ее нарезают на куски длиной около метра.
Полученные стеклянные стержни расплавляются с одного конца и наматываются на проволоку до нужного размера. Излишки стержня удаляются. Затем проволоку нагревают, чтобы будущий бисер стал ровным. Когда на проволоке собирается около пяти колец, ее охлаждают, при этом она уменьшается в размерах, и бисер с нее легко снимается. Этот метод в производстве применяется нечасто – он более подходит для изготовления прессованных бусин, а не бисера.