Что такое бисер — сегодня знает каждый. Маленькие стеклянные бусинки широко используются для декорирования бытовых изделий. С их помощью можно создавать всевозможные колье и ожерелья, браслеты и амулеты, ними расшивают головные уборы и одежду, обувь и сумки, делают игрушки и сувениры и, наконец, вышивают картины и иконы. Увидев однажды расшитые бисером работы, невозможно забыть их завораживающее свечение.
Бисерное искусство — один из популярнейших видов рукоделия, старинный вид народного творчества. Люди давно заметили, что бисер — это очень красивый, прочный материал, он не портится от времени, как ткань, не выгорает, как бумага или краска. Он как нельзя лучше подходит для украшения, а украшать себя наши предки любили и умели всегда. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах. Стеклянные бусины были найдены даже на одеждах древнеегипетских фараонов, а уж они-то знали толк в красоте и роскоши!
Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. Но так было не всегда. Наши давние предки украшали свою одежду семенами растений, костями животных и рыб. Дерево, глина, фарфор, металл и даже драгоценные камни становились сырьем для изготовления бусин. С развитием цивилизации совершенствовались и технологии производства бисера.
Родиной бисера считается Древний Египет, где научились делать стекло около 3000 лет тому назад. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. Дальше Сирия, Римская империя, Византия, Венеция, с другой стороны Индия, Китай — такой извилистый путь проделывал бисер сквозь века! Музеи всего мира хранят шедевры бисерного искусства разных народов, чтобы помочь нам разгадать тайны прошлого.
Венеция — родина многих великих художников и скульпторов, тонких ценителей красоты — на многие века стала единственным центром бисерного производства. Стеклянное художество здесь восприняли очень тепло и восторженно. Нечего и говорить, как широко развит был вкус ко всякого рода художественным изделиям из бисера в самой Италии. В Художественно-промышленном музее Гамбурга сохраняется фрагмент настоящего итальянского костюма времён Возрождения: мелким чёрным бисером вышит прекрасный орнамент из птиц и животных, которые ютятся в завитках фантастических растений, с причудливыми листьями и цветами. Картины итальянских художников того времени донесли до нас всё разнообразие бисерных украшений дамского костюма: бисерное ожерелье, бисерный убор в волосах, всевозможные подвески и пронизки, которыми декорируется иногда и фон картины.
Венецианская республика вела обширную торговлю бисером со всеми странами, постоянно обогащая казну. Это послужило причиной сильной зависти и множества попыток украсть секрет венецианских мастеров, который тщательно скрывали. Постепенно технология производства бисера была освоена в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (нынче Чехия). Такое соперничество способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам.
С конца 18 века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу. Можно сказать, что бисер «пронизывал» все слои европейского общества – от королев и принцесс до крестьянок. Женщины из народа носили чепцы, сплошь зашитые бисером и стеклярусом. Наряды невесты и ее подружек тоже переливались бисерным свечением.
Хотя бисер сам по себе один из прочнейших материалов, почти не чувствительный к влияниям времени, но ветшает материя, на которой сделана вышивка. В таких случаях много старых бисерных работ уничтожалось самими владельцами. Бисер можно было спороть и употребить на новые вещи. Поэтому бисерных работ осталось намного меньше, чем можно было ожидать по их громадному распространению.
Еще одной цивилизацией, водившей дружбу с бисерным искусством, была Русь. Наши прародители в то время отдавали предпочтение живым природным материалам и, прежде всего, жемчугу. Даже под словом «бисер» они на протяжении многих веков понимали именно жемчуг. Мастерицы искусно расшивали им одежду, которой придавалось очень большое значение,а монахи и монашенки, отгороженные от мирских тревог и суеты, вышивали жемчугом иконы, оклады, пелёны и ризы во славу Создателя. Эта традиция сохранилась и сегодня.
По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в 15 столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции.
С 18 века начинается расцвет бисерного искусства в странах Восточной Европы. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах. Холст, канва, нитки, бусы были хорошо знакомы и доступны мастерицам. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко. Появились первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины.
Для создания таких масштабных работ активно эксплуатировался крестьянский труд. А там, где есть принуждение, умирает искусство. Постепенно работать стали без вдохновения, по рисованным схемам, утрачивая живой народный стиль. Нередко за этим занятием просто убивали время, пользуясь однотипными рисунками-заготовками на клетчатой бумаге.
После некоторого художественного безвременья снова появляется шанс оживить бисерное искусство. И этот шанс дается нам с вами — тем, кто не безразличен к маленьким стеклянным шарикам! Вперед, за работу!